Исправная рулевая рейка Рапид: ремонт механизма с ЭУР мастерами СТО
Рейка на сегодняшний день является самым распространенным механизмом рулевого управления. У нее множество достоинств, среди которых невысокая цена в производстве, универсальность, высокая ремонтопригодность, способность не выходить из строя полностью даже при сильных повреждениях и износе, надежность и долговечность. Но главное ее качество, которому она обязана столь широкому распространению, это ее идеальная сочетаемость с независимой многорычажной передней подвеской типа МакФерсон, которой оснащены подавляющее большинство переднее и полноприводных легковых автомобилей. Не стала исключение и Рапид – пожалуй, на сегодняшний день один из самых известных автомобилей чешской марки Шкода, входящей в международный автоконцерн Фольксваген груп.
Необходимый ремонт рейки Рапид: стандартные неисправности рулевого механизма
Ремонт рейки Рапид достаточно прост, разумеется, для специалиста, у которого под рукой есть все необходимые инструменты, оборудование и запчасти. А вот чтобы выявить неисправности этого механизма, которых, как правило, в процессе диагностики обнаруживается сразу несколько, оказывается значительно сложнее. Дело в том, что все или, как минимум, почти все они проявляют себя одним и тем же набором признаков, первое место среди которых занимает люфт рулевой колонки. Сложность диагностики заключается в том, что этот ощущаемый водителем люфт, в результате которого передние колеса с запозданием реагируют на поворот водителем руля, состоит сразу из нескольких люфтов, возникающих между компонентами реечного механизма в процессе эксплуатации автомобиля.
Итак, люфты или несанкционированные зазоры между сопряженными деталями, могут возникать в следующих узлах рассматриваемого нами механизма:
- В карданной передаче рулевого вала между вилками и втулкой. Наличие этого механизма в валу позволяет сделать его более компактным и дает возможность для регулировок руля по высоте и глубине;
- Между управляющей шестерней, жестко закрепленной на нижнем конце вала, и деталью, давшей название всему механизму – рулевой рейкой. Она представляет собой толстую прочную стальную пластину с цепью зубьев на одной из своих сторон. С помощью них она входит в зацепление с шестерней, и когда та вместе с валом поворачивается вправо или влево, рейка перемещается. Таким образом, в этом узле вращательное движение руля преобразуется в возвратно-поступательное движение рейки;
- С помощью шарниров к рейке крепятся правая и левая рулевые тяги. Соответственно, люфт может возникать и в местах этих соединений;
- Но в наибольшей степени подвержены износу наконечники рулевых тяг, с помощью которых те крепятся к ступицам колес. Рейка, перемещаясь в ту или иную сторону, тянет за собой одну тягу и толкает другую, те же через наконечники заставляют поворачиваться передние колеса автомобиля.
Неисправна рулевая рейка Рапид: ремонт по первым признакам поломки
У люфта рулевой рейки неприятных последствий целое множество:
- Во-первых, это ухудшение управляемости автомобиля, когда тот перестает оперативно реагировать на действия водителя. Поэтому ПДД запрещают эксплуатацию транспортных средств, люфт руля которых превышает 10 градусов. Причем, правило это действует не только в России, но и в большинстве европейских стран, и в странах Америки;
- Во-вторых, это снижение устойчивости машины на дороге. Так, чтобы выдержать требуемое направление движения, водителю приходится постоянно крутить рулевое колесо, буквально ловя дорогу;
- Из-за люфта колеса автомобиля поворачиваются несинхронно и на разные углы, что ведет не только к еще большей потери устойчивости машины при прохождении ей поворотов, но и к ускоренному износу протекторов передних колес. Кстати, этот же симптом характерен и для изношенных ступичных подшипников и шаровых опор;
- В-четвертых, неисправность рулевой колонки усиливает вибрацию, передаваемую рулю от подвески автомобиля, что в еще большей степени ускоряет износ элементов механизма рулевого управления автомобиля.

Диагностику рейки осуществляют одновременно два специалиста. После того, как машина будет установлена на подъемник, один мастер начинает плавно и равномерно прокручивать ее руль от одного его крайнего положения до другого. Второй при этом следит за откликом на это передних колес. Те должна начинать поворот одновременно с вращением руля, двигаться, как и руль, плавно и синхронно между собой. При этом не должно присутствовать никаких посторонних звуков – стук, скрежет или скрип также являются признаками неисправности механизма.
Ремонт ЭУР Шкода Рапид: нюансы и специфика обслуживания усилителя руля
Еще один компонент рулевого механизма, присутствующий у большинства современных автомобилей, это усилитель руля. На Рапид это может быть как гидравлический, так и электрический агрегат. Споры о том, какой из них лучше, давно утихли, потому как оба имеют как свои преимущества, так и недостатки. Поначалу считалось, что ГУР более надежен, однако, нынешние электроусилители в этом плане ничуть не уступают гидравлическим, но при этом не требуют столь регулярного обслуживания. Зато если ЭУР выходит из строя, то случается это всегда неожиданно.
Мы не будем в рамках этой статьи описывать принцип работы электроусилителя, скажем лишь, что в большинстве случаев его ремонт будет заключаться в замене вышедших из строя компонентов. С самой же рейкой дело обстоит несколько по-иному: в процессе ее ремонта замене будут подлежать лишь те ее компоненты, износ которых достиг критических величин. Если нет возможности избавиться от люфтов методом регулировки проблемных узлов, то комплектующие придется менять.
Нелишним будет напомнить, что на замену вышедшим из строя можно использовать как оригинальные запчасти чешского производства, так и их аналоги, изготовленные в России или Корее. Китайские детали, даже изготовленные по лицензии, как правило, отличаются меньшим ресурсом. Правда, и стоят они существенно дешевле. Осуществляя ремонт механизма рулевого управления своего автомобиля в нашем автосервисе, вы всегда будете иметь возможность выбора между запчастями разных производителей. А в том, что все они достойного качества, мы ручаемся. Как ручаемся и за качественный результат ремонта в целом.