Мастерский ремонт отопителя: замена радиатора печки Шкода Рапид 2007
Механизм отопления автомобиля является частью системы охлаждения его мотора – в этом одновременно и его преимущества, и ряд проблем, возникающих в его работе. Главное достоинство этой системы заключается в том, что ее работа не требует дополнительной энергии – ни электрической, ни энергии двигателя. Воздух в салоне машины нагревается за счет все той же жидкости, которая охлаждает работающий мотор. При включении печки часть ОЖ из радиатора охлаждения, расположенного в подкапотном пространстве, где она отдает свое тепло атмосферному воздуху, перенаправляется в радиатор системы отопления и нагревает уже салонный воздух.
Принцип работы отопителя в автомобиле
Вообще, в автомобиле ОЖ может, в зависимости от ситуации, циркулировать по трем контурам:
- Изначально, при запуске мотора, это так называемый малый круг, который не предусматривает попадание ОЖ ни в один из радиаторов. При циркуляции антифриза по этому кругу система охлаждения не функционирует. Но как только двигатель нагревается до оптимальной рабочей температуры, срабатывает термостат, отправляя соответствующий сигнал на ЭБУ, и тот автоматически направляет жидкость в радиатор охлаждения.
- Это и есть большой круг, проходя через который и попадая в радиатор, ОЖ охлаждается потоком уличного воздуха. Радиатор сконструирован таким образом, чтобы площадь соприкосновения его поверхности с воздухом была максимальной, ведь чем она больше, тем интенсивнее идет процесс охлаждения рабочей жидкости системы. Да и сама ОЖ проходит сквозь радиатор не одним мощным потоком, а разделяется в нем на множество тонких струй. Каждая из этих струй протекает по своему каналу. При возникновении протечки в радиаторе обнаружить ее, ввиду огромного количества этих каналов, оказывается непросто. Осуществляется это с помощью ультрафиолетового излучателя, в свете которого мельчайшие потеки ОЖ становятся видны. Но обычно сама эта процедура оказывается лишенной смысла, так как даже после запайки потекшего радиатора нельзя быть полностью уверенным, что результат ремонта окажется долговечным. Так что потекший радиатор правильнее все-таки заменить на новый.
- Точно так же дело обстоит и с радиатором системы отопления. Он включается в работу, когда водитель, открывая соответствующую заслонку, часть ОЖ направляет в систему отопления салона. Чем шире будет открыта эта заслонка, тем больший эффект будет от печки. Конструкция радиатора печки точно такая же, как и радиатора отопления с той разницей, что обдувается он не атмосферным, а нагнетаемым на него с помощью вентилятора салонного воздуха, да и габариты этого радиатора меньше, нежели находящегося под капотом.
Учитывая общность конструкций этих агрегатов и того факта, что сквозь них циркулирует одна и та же жидкость, проблемы в их работе частично общие, а в оставшейся части – одинаковые. Так, если возникли проблемы в работе системы охлаждения мотора, то и печка в автомобиле тоже функционировать не будет. К общим проблемам этих двух систем следует отнести следующие:
- Утечка из системы антифриза. Обнаружить ее можно, осмотрев расширительный бачок системы: если уровень жидкости в нем снизился, значит, где-то она вытекает. Местом протечки может стать любой из радиаторов, водяная помпа или соединительные патрубки, а также трубки, по которым ОЖ циркулирует сквозь элементы мотора. Но чаще всего протечки возникают из-за изношенных резиновых сальников и прокладок, которых в системе множество. Стандартный ремкомплект системы охлаждения мотора включает в себя полный набор этих деталей, но если протечка произошла в одном из компонентов печки, сальники для них придется покупать отдельно. Обнаружить утечку ОЖ можно и не выходя из машины: для этого при работающем моторе нужно включить печку на максимум и направить поток теплого воздуха в салон. Если тот будет горячим, значит, система функционирует нормально, если холодным, то системе требуется диагностика и ремонт.
- Поломка водяной помпы. Чаще всего это ослабление или разрыв ее приводного ремня либо деформация или поломка крыльчатки насоса. Единственный способ решить эту проблему – заменить ремень или саму помпу. Современные водяные помпы автомобилей представляют собой неразборные и необслуживаемые агрегаты, поэтому ремонт их хоть теоретически и возможен, но и проще, и дешевле, и быстрее просто заменить вышедший из строя агрегат.
Когда нужна замена радиатора печки Шкода Рапид
Замена радиатора печки Шкода Рапид может потребоваться в одном из двух случаев:
- При образовании в нем протечки. Как мы уже говорили, потекший радиатор можно и запаять – для этого мастеру придется изрядно потрудиться, чтобы, во-первых, обнаружить место протечки, а во-вторых, устранить его. Но при этом ни один мастер не даст стопроцентную гарантию, что в ближайшем будущем протечка не появится в другом месте этого агрегата. Ведь, как показывает практика, если устройство пребывает в плачевном состоянии, то его поломки начинают сыпаться одна за другой, как из рога изобилия. Трудностей с поиском нового агрегата нет – они всегда есть на нашем складе, – поэтому правильнее сразу заменить радиатор на новый, а не пытаться вернуть к жизни вышедший из строя.
- При загрязнении радиатора настолько, что тот либо снижает свою эффективность, либо полностью утрачивает работоспособность из-за непроходимости. Такое может случиться из-за сильного загрязнения циркулирующей сквозь него ОЖ, которую автовладельцы нередко забывают своевременно менять. Как советуют специалисты, проделывать эту операцию нужно, как минимум, один раз в год. Замена антифриза хоть и проста, но, во-первых, требует определенных навыков, а во-вторых, соблюдения ряда правил безопасности, ведь эта жидкость весьма токсична. В частности, утилизация отработанного антифриза должна осуществляться в специально предназначенных для этого условиях. Доверив эту процедуру специалистам, вы сбережете и собственное время, и силы. Стоимость же замены ОЖ в нашем автосервисе невысока, а сам антифриз обойдется вам дешевле, нежели при покупке его в специализированном розничном магазине.
Ремонт отопителя Шкода Рапид 2007 и прочее обслуживание
И система охлаждения автомобиля, и система обогрева его салона требуют систематического обслуживания. Заключается оно преимущественно в осуществлении двух операций:
- регулярной профилактической замене ОЖ (даже после обнаружения и устранения протечек жидкость правильнее заменить полностью, нежели осуществлять ее долив до требуемого уровня);
- замене сальников во всех элементах системы, так как те под воздействием и самой ОЖ, и из-за сезонных перепадов температур теряют эластичность и тем самым приходят в негодность.
Некоторые специалисты одновременно с заменой ОЖ рекомендуют промывать систему, что, вне всякого сомнения, пойдет ей на пользу, но, как правило, эту операцию осуществляют лишь при появлении признаков или, как минимум, подозрений на ее загрязнение. Признаки же эти таковы:
- существенное снижение эффективности систем охлаждения мотора и отопления салона, о чем скажет периодическое появление на приборной панели соответствующего тревожного сигнала и медленного нагревания воздуха в салоне даже при включении печки на полную мощность;
- изменение цвета охлаждающей жидкости (чтобы это заметить, вовсе не обязательно ее сливать – расширительный бачок ОЖ, даже если он и непрозрачный, позволяет, заглянув в него, навскидку оценить состояние жидкости).
Ремонт отопителя Шкода Рапид 2007, равно как и других модификаций этого автомобиля, может заключаться не только в прочистке или замене его радиатора, но и в ремонте или замене вентилятора, с помощью которого на радиатор нагнетается салонный воздух. Он представляет собой небольшой электромотор с крыльчаткой, так что выйти из строя может и мотор, например, перегореть, и крыльчатка, если в ее лопасти попадет твердый посторонний предмет. Но чаще всего причиной неисправности вентилятора становятся его окислившиеся контакты.