Сервисное обслуживание тормозной системы Skoda Fabia: замена передних дисков Шкода Фабия и Октавия мастерами
Если бы конструкция передних и задних тормозов у Шкоды Фабии были б одинаковы, тогда и стоимость их ремонта и, в частности, замены тормозных дисков что на колесах передней, что задней оси была б тоже одинаковой. Но так дело обстоит только на спортивной версии этого автомобиля, выпущенной ограниченным тиражом к зимней олимпиаде в Сочи. На всех же остальных фабиях как первого, так и второго поколений, на передних колесах стоят дисковые тормоза, а на задних – барабанные.
Различия в конструкции передних и задних тормозов Фабии
Эффективность у дисковых и барабанных тормозных механизмов разная, хоть и те, и другие основаны на действии сил трения. Когда водитель нажимает педаль тормоза, к соответствующим дискам, жестко закрепленным на ступицах передних колес, прижимаются тормозные колодки. Между этими деталями возникают силы трения, которые в результате и приводят к замедлению вращения колес. На задних колесах колодки прижимаются к барабанам, причем, не с внешней стороны, как это происходит с элементами передней оси, а с внутренней. К тому же и площадь соприкосновения колодок с барабанами меньше, чем с дисками – отсюда и разница в эффективности. Сделано это целенаправленно, так как именно передние тормоза в автомобиле являются основными, главное же назначение задних состоит в удержании автомобиля от заноса при экстренном торможении.
Есть в разнице конструкций тормозов Фабии и еще одно преимущество: все расходные компоненты тормозов передних колес, то есть колодки и диски, изнашиваются быстрее, чем аналогичные элементы задних. Соответственно, даже если владелец машины вовремя не заменит отслужившие свое детали, машина не станет полностью неуправляемой. Конечно, тормозной путь ее при этом изрядно возрастет, так что замена передних тормозных дисков Фабия, равно как и замена колодок, должна совершаться своевременно.
Как часто нужна замена передних дисков Шкода Фабия
Современное измерительно-диагностическое оборудование позволяет вычислять уровень износа колодок, дисков и барабанов с точностью до десятой доли процента. Это дает возможность особо не задумываться при принятии решения о том, пришло лм время ремонтировать тормоза своей машины или с этим можно еще какое-то время подождать. Более того: все парные элементы тормозов подлежат замене, если разница в уровне их износа превысила 5-10%. Этот факт говорит сразу о двух вещах: во-первых, тормоза автомобиля требуют регулировки, а во-вторых, необходимо произвести проверку работоспособности системы равномерного распределения тормозных усилий.
Не менее важно помнить о том, что все парные элементы – колодки, диски и барабаны колес одной оси всегда меняются вместе. Тем самым обеспечивается равномерное распределение тормозных усилий на каждое из колес оси. Это правило должно соблюдаться неукоснительно, тем более, что все эти детали, как правило, продаются в паре.
Замена тормозных дисков Фабия – процедура несколько более трудоемкая, чем замена сопряженных с ними колодок. Чтобы уменьшить периодичность этой процедуры, автоконструкторы пошли на небольшую хитрость: большинство колодок, в частности, наиболее распространенные металлические, менее устойчивы к истиранию, нежели прочные стальные диски, которые изготавливаются из легированной огнеупорной стали. Дело в том, что все компоненты тормозов при длительной интенсивной эксплуатации могут сильно нагреваться, при этом утрачивая эффективность и одновременно увеличивая скорость износа. Так вот, тормозные диски приходится менять почти вдвое реже, чем колодки.
Но и в этом вопросе есть одно, пусть не столь жесткое, но все-таки правило, следовать которому желательно: колодки можно переустанавливать отдельно от дисков, а вот вместе со сменой дисков желательно поставить и новые колодки. Дело в том, что, если вы посмотрите на рабочую поверхность колодок, которые какое-то время уже успели потрудиться, вы увидите на них множество продольных полос – это следы мелких камешков и даже песчинок, то и дело застревающих между колодками и дисками. Если такие процарапанные колодки оставить работать с новыми дисками, то они очень быстро процарапают и их. А новые диски, как ни крути, в несколько раз дороже колодок, так что дешевле будет одновременно с первыми заменить и вторые.
Почему замена тормозных дисков Фабия может часто требоваться
От чего зависит скорость износа дисков? Как мы уже говорили, тормозные диски изнашиваются не только под воздействием сил трения, но и они страдают и от коррозии, и от перенагрева. Заставить эти элементы раскаляться не столь сильно, дабы продлить их срок службы, невозможно, а вот дать им возможность интенсивнее охлаждаться можно. Этот механизм предусмотрен на так называемых вентилируемых дисках, имеющих несколько более сложную конструкцию, нежели у традиционных. Они состоят не из одного, а из двух параллельно расположенных дисков, между которыми оставлен зазор в несколько миллиметров. Когда такой диск вместе с колесом вращается, в этот зазор засасывается воздух, который охлаждает рабочую часть диска изнутри. Тем самым продолжительность жизни у таких деталей в среднем на четверть выше, чем у традиционных.
Казалось бы, все просто, но эта система имеет один недостаток: она работает лишь тогда, когда полость между дисками не забита грязью. Так что, если вы уж решили разориться на вентилируемые тормозные диски, не забывайте время от времени тщательно промывать их, например, когда отправляете машину на мойку. В противном случае эти достаточно дорогие детали окажутся ничуть не долговечнее обыкновенных.
Существует и еще один способ заставить рассматриваемые нами компоненты тормозной системы охлаждаться быстрее – это нанесение рельефного рисунка на внутреннюю, нерабочую сторону диска. Тем самым внутренняя поверхность диска работает, как радиатор: увеличивается площадь ее соприкосновения с воздухом и весь он охлаждается быстрее. Эффективность этого механизма не сильно велика, зато эти детали не требуют какого-либо специального ухода и стоят при этом ненамного дороже обычных.
В большей степени, чем какие-либо другие, на продолжительность жизни рассматриваемых нами деталей влияют два следующих фактора:
- Условия эксплуатации автомобиля. Понятно, что в городе, когда водителю приходится то и дело нажимать на педаль тормоза, все компоненты тормозной системы изнашиваются быстрее, чем при езде по трассе.
- Стиль управления автомобилем его владельца. Нетрудно догадаться, что у поклонников экстремального стиля и любителей подрифтовать и колодки, и диски служат значительно меньше, чем у более дисциплинированных водителей.
Поэтому сказать даже приблизительно, как долго прослужат на вашем авто тормоза после того, как мастером автосервиса была проведена замена тормозных дисков Skoda Fabia, невозможно. У кого-то эти компоненты прекрасно работают на протяжении сотни тысяч километров, а кому-то приходится их менять чуть ли не через каждые 20 тыс. км.
Стоимость замены тормозных дисков Skoda Fabia
Стоимость самого диска зависит и от его конструкции (традиционные стоят дешевле, чем вентилируемые и рифленые), и от фирмы производителя (дешевые детали покупать не стоит, так как, скорее всего, они выточены из недорогой мягкой стали и прослужат недолго – отсюда и их невысокая цена), и от диаметра колес вашего автомобиля. Поэтому замена тормозных дисков на Октавии несколько дороже, чем на Фабии – просто на большинстве фабий стоят колеса 13, реже, 14 дюймов, а на октавиях – 14 или 15.