Профессиональная замена датчика кислорода Ниссан Альмера Классик
В выхлопных трактах всех современных автомобилей, в том числе и выхлопной системе Ниссан Альмеры, имеется два датчика кислорода (иначе их называют еще лямбда-зондами). Принцип их работы одинаков, но назначение разное.
Принцип работы кислородного датчика
Этот датчик представляет собой герметичный корпус, заполненный жидким электролитом на основе циркония. Также в нем имеется и твердый электролит. Сам же датчик располагается непосредственно в выхлопном тракте и напрямую соприкасается с потоком отработанных газов. При различном количестве кислорода в них меняется проводимость жидкого электролита, вследствие чего меняется и напряжение между электролитами. На основе этого можно делать вывод о количестве свободного кислорода в выхлопных газах.
Назначение первого лямбда-зонда
Первый лямбда-зонд расположен непосредственно за выходным коллектором и измеряет количество кислорода в отработанных газах, выходящих из камер сгорания. Если мотор работает идеально, то весь кислород, содержащийся в топливовоздушной смеси, должен сгорать без остатка и в выхлопе он присутствовать не должен. На практике же какое-то его количество там все равно присутствует, но если это количество больше предельно допустимой нормы, это значит, что газораспределительный механизм работает неэффективно.
Электронный блок управления, получив информацию с первого лямбда-зонда о некачественной работе ГРМ, может дать команду мотору об уменьшении количества подачи топлива, что позволит ему сгорать более полно, но при этом уменьшит мощность двигателя. Одновременно с этим на приборной панели автомобиля загорится тревожный сигнал, оповещающий водителя о том, что пришло время как можно скорее произвести диагностику и регулировку мотора, в частности, его цилиндро-поршневой группы.
Замена этого датчика кислорода осуществляется только в одном случае: когда тот выходит из строя. Скорее всего, его поломка будет сопровождаться сперва некорректной (то есть, с перебоями) работой мотора, а через какое-то время тот и вовсе будет глохнуть.
Назначение второго лямбда-зонда
То же самое относится и ко второму датчику кислорода, расположенному в самом конце выхлопного тракта. Он измеряет количество свободного кислорода в выхлопных газах перед их выбросом в атмосферу. Дело в том, что благодаря каталитическому нейтрализатору, который расщепляет наиболее токсичные газы выхлопа (оксид азота и оксид и диоксид углерода) на свободный кислород и прочие элементы, количество первого газа должно на порядок увеличиться. Если этого не происходит, то это свидетельство выхода катализатора из строя. В этом случае ЭБУ ведет себя точно так же: сперва переводит двигатель в аварийный режим работы, а если это не помогает (в случае неисправности катализатора и не поможет), то и вовсе его глушит.
Благодаря достаточно простой конструкции, кислородный датчик выходит из строя редко, но время от времени такое все-таки случается, поэтому при появлении соответствующих симптомов мастер первым делом тестирует именно эти устройства.
Обманка лямбда-зонда
В этом случае сам датчик обычно не меняют, просто на второй лямбда-зонд ставится так называемая обманка, призванная стабилизировать работу и ЭБУ, и мотора. Обманки эти бывает двух типов:
- электронная;
- механическая.
Первая представляет собой несложный электронный прибор, который встраивается в цепь между зондом и ЭБУ. Он перехватывает сигнал, идущий от датчика кислорода, и отправляет на ЭБУ свой, который не даст блоку управления повод для беспокойства.
Конструкция обманки второго типа и того проще: это всего лишь втулка – прямая или Г-образной формы, – с помощью которой лямбда-зонд отдаляется от потока выхлопных газов. Таким образом, зонд измеряет количество кислорода уже не в выхлопе, а в его смеси с воздухом, в результате чего показания датчика будут соответствовать норме и, опять же, не создадут ЭБУ поводов для беспокойства.
Замена кислородных датчиков
Эта работа, включая диагностические и ремонтные процедуры, занимает немного времени (если, конечно, речь идет не о замене каталитического нейтрализатора) и обычно выполняется в присутствии заказчика. Стоимость нового датчика, если потребуется его замена, тоже невысокая, так что в целом ремонт обойдется вам в умеренную сумму. Зато вы будете уверены в его качестве.