Оперативная замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик в сервисных условиях
Головка блока цилиндров (сокращенно ГБЦ) призвана обеспечивать этому элементу газораспределительного механизма двигателя идеальную герметичность. Присутствует эта деталь во всех двигателях внутреннего сгорания – и в бензиновых, и в дизельных. Да, и конструкция этих деталей на всех авто абсолютно одинаковая – разнятся между собой они лишь размерами и формами.
Назначение прокладок ГБЦ и их типы
Если быть точным, то прокладка ГБЦ является уплотнительным элементом сразу трех систем двигателя автомобиля:
- топливной;
- системы охлаждения двигателя;
- герметиком соединения каналов, по которым циркулирует моторное масло.
По этой причине представляет собой этот элемент чугунную либо алюминиевую деталь достаточно сложной формы и изготавливается методом точечного литья, дабы та была максимально прочной и однородной по своему составу. В противном случае она под воздействием высоких температур может дать трещину, ведь и чугун, и алюминий материалы достаточно колкие. Зато у них есть существенное преимущество перед прочими, например, сталями: они прекрасно сохраняют форму и практически не гнутся.
Но у этого свойства есть и один серьезный минус: без относительно мягкой прокладки добиться идеального соприкосновения ГБЦ с блоком цилиндров практически не возможно. Прокладка же выполняет роль герметика: когда соединяемые детали, между которыми та находится, с силой сдавливаются болтами (на большинстве альмеровских двигателей этих болтов четыре), та, деформируясь, плотно закупоривает образующиеся щели соединения, делая блок цилиндров герметичным. Поэтому изготавливают прокладки ГБЦ из относительно мягких материалов: меди или нелегированной низкоуглеродной стали.
Справедливости ради следует сказать, что существует еще два типа прокладок:
- асбестовые, изготовленные из асбестосодержащих смесей;
- безасбестовые, то есть полимерные.
Изделия, относящиеся к этим типам, имеют два преимущества: высокую степень усадки, что обеспечивает их прекрасную эффективность, и низкую стоимость. Однако, тот факт, что срок службы таких прокладок крайне низок, напрочь перечеркивает оба достоинства. Поэтому большинство опытных мастеров относится к таким прокладкам скептически и не рекомендует их своим клиентам.
Покупка новой прокладки
Так как геометрия внутренней поверхности ГБЦ достаточно сложна, то столь же сложна и геометрия ее прокладки, в точности повторяющая форму головки блока цилиндров. Поэтому для каждой марки и модели двигателя требуется своя прокладка. Она вовсе не должна быть оригинального производства, но сделана она всегда под какой-либо конкретный двигатель. Учитывая, что сегодня альмеры комплектуются пятью разными моторами (не считая уже снятых с производства, но по сей день активно эксплуатирующихся силовых агрегатов), покупать прокладку ГБЦ «на глазок» – процедура опасная, ведь можно и не угадать с покупкой. Поэтому, идя в магазин автозапчастей, лучше взять старую прокладку с собой, дабы не ошибиться с выбором.
Но, согласитесь, это не очень-то удобно: снять головку блока цилиндров, произвести необходимый ремонт блока, а после бежать в магазин за недостающей запчастью. Доверив ремонт цилиндро-поршневой группы двигателя своего авто специалистам автосервиса, вы сэкономите и на времени (практически всегда требуемая прокладка на СТО есть в наличии), а во-вторых, приобретете ее без магазинной наценки за сумму несколько меньшую. Да и в качестве ремонта, в том числе, в качестве герметизации блока цилиндров, будете уверены на сто процентов.
Когда следует менять прокладку ГБЦ
Замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик производится в одном из двух случаев:
- при возникновении протечки масла сквозь соединение головки с блоком, то есть, когда прокладка вырабатывает свой ресурс. А он, кстати, не очень и велик, ведь температура в цилиндрах работающего мотора колеблется вокруг отметки в 200 градусов, да и давление эта деталь испытывает немалое. О протечке масла можно узнать по характерным потекам на ГБЦ, а также при образовании на масляном щупе белой пены – это свидетельствует о контакте моторного масла с воздухом;
- при каждом снятии головки блока цилиндров. К сожалению, эта деталь одноразовая, ведь металл, из которого прокладка сделана, не имеет способности восстанавливать свою форму после сильного сжатия. А причин для снятия ГБЦ существует множество: необходимость регулировки теплового зазора клапанов, замена ремня ГРМ, замена маслосъемных колпачков – и всегда при этом необходимо устанавливать новую прокладку.
Замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик
Процедура эта, хоть с виду и достаточно простая, таит в себе множество подводных камней. Во-первых, она подразумевает четкое, вплоть до долей миллиметра, совпадение прорезей в самой прокладки с геометрией блока и ГБЦ. Во-вторых, затягивать крепежные болты нужно равномерно, то есть не по очереди каждый до упора, а постепенно, по одному-двум оборотам каждого. И это не говоря уже о том, что прежде, чем запечатывать блок цилиндров, добросовестный мастер всегда проверит взаиморасположение основных компонентов ГРМ, дабы при запуске двигателя не случилось беды.