Ремонт выхлопной системы KIA Ceed: замена катализатора на СТО
Катализатор или, как правильно называть это устройство, каталитический нейтрализатор выхлопных газов, – агрегат поистине уникальный. И дело даже не в том, что он является самым дорогим устройством в автомобиле (стоимость его колеблется вокруг цифры в тысячу евро), а в том, что для автомобиля этот агрегат не просто бесполезен, а даже наоборот: он существенно снижает характеристики двигателя, отбирая у него около десяти процентов мощности. Однако, обойтись без него невозможно.
Единственное назначение рассматриваемого нами устройства состоит в том, чтобы очищать выхлоп автомобиля от наиболее токсичных из содержащихся в нем газов – оксида азота и оксида и диоксида углерода. Происходит это в результате химической реакции, в процессе которой эти газы расщепляются на свободный кислород и азот с углеродом соответственно. Азот вместе с кислородом, будучи газами, выбрасываются в атмосферу (как и часть твердого углерода). Но часть углерода оседает на фильтре каталитического нейтрализатора, тем самым постепенно забивая его.
Но это еще полбеды. Главная опасность засорения катализатора состоит в том, что гарь и копоть постепенно закрывают собой собственно каталитическое вещество, в результате чего эффективность прибора медленно, но верно снижается, пока полностью не сойдет на нет. А прочистке, ремонту или восстановлению каким-либо иным способом это устройство не подлежит – его можно лишь заменить на новое. А благодаря тому, что каталитическое вещество, обеспечивающее прохождение реакции расщепление оксидов, включает в себя целый ряд редкоземельных и драгоценных металлов, на KIA Ceed замена катализатора обойдется владельцу автомобиля в немаленькую сумму.
Необходимая на KIA Ceed замена катализатора
Сама эта процедура достаточно проста: вышедшее из строя устройство болгаркой вырезается из выхлопного тракта и на его место наваривается новое. Единственная сложность при этом заключается в том, что установку нового прибора необходимо осуществлять крайне аккуратно, дабы не расколоть при этом его керамическую начинку.
Да и с выбором нового прибора у владельца автомобиля проблем возникнуть не должно, так как для КИА Сид подойдет едва ли ни любой из универсальных катализаторов – благо, мощность мотора у этих машин небольшая и количество вырабатываемых им выхлопных газов тоже невелико. Другое дело, что по своим габаритам не каждое из устройств сможет встать на место оригинального, но сделать правильный выбор нового агрегата можно будет с помощью простой линейки.
А теперь самое интересное. Получается, что время замены катализатора приходит, когда машина же выработала большую часть своего ресурса. Разумеется, если необходимость нового агрегата не возникла по какой-либо иной причине – тот пострадал в результате ДТП или был пробит отскочившим из-под колеса камнем. Так вот. К этому моменту стоимость самой машины уже далеко не та, что была обозначена на ценнике в автосалоне, а на порядок меньше. Стоимость же нового катализатора какой была, такой и осталась. Вот и получается, что установка нового агрегата может обойтись владельцу машины чуть ли ни в половину ее стоимости. С экономической точки зрения это нонсенс.
Пламегаситель: его достоинства и недостатки
Потому-то многие автовладельцы, когда каталитические нейтрализаторы на их авто вырабатывают свой ресурс, устанавливают вместо них недорогой, но значительно более долговечный пламегаситель. Большинство функций катализатора он выполняет даже лучше, чем оригинальный прибор:
- очищает выхлоп от содержащихся в нем твердых частиц;
- снижает резонансные колебания, вызываемые потоком выхлопных газов;
- снижает уровень шума работающего двигателя.
Единственное, с чем пламегаситель не может справиться, это очистить выхлоп от токсинов. Так что с пламегасителем в выхлопном тракте автомобиль будет нарушать и мировое, и российское экологическое законодательство – это нужно понимать. Но, как показывает практика, если из выхлопной трубы вашего авто не валит густой черный или белый дым, редкий сотрудник ГИБДД реши проверить качество выхлопа. Тем более, что далеко не у каждого полицейского соответствующий прибор лежит в кармане. Но при пересечении границы Евросоюза такая проверка вполне возможна.
Установка пламегасителя
Но главное даже не это. Автомобиль сам контролирует уровень токсинов в своем выхлопе. И делает он это посредством второго лямбда зонда, расположенного в конце выхлопного тракта. Тот вычисляет количество содержащегося в выхлопных газах свободного кислорода и, если оно оказывается ниже нормы, отправляет информацию об этом на блок управления автомобиля (ЭБУ). Тот, в свою очередь, переводит двигатель в аварийный режим работы с пониженным расходом топлива, а, когда и это не помогает, глушит мотор и препятствует его повторному запуску.
Чтобы этого не происходило, одновременно с установкой пламегасителя, на лямбда-зонд мастер устанавливает специальное устройство – так называемую обманку, которая и обманывает ЭБУ. Это устройство может работать по-разному, но эффект от него всегда одинаков – блок управления не замечает, что выхлоп автомобиля перестал соответствовать норме и не препятствует работе двигателя в штатном режиме.