Восстановление системы охлаждения двигателя Chevrolet Aveo: замена термостата Авео в сервисных условиях
Система охлаждения двигателя автомобиля имеет куда более сложное устройство, нежели чем представляют его большинство автолюбителей.
Первое знакомство с принципом работы этого механизма, будущие водители получают еще в автошколе, где лектор рассказывает, как охлаждающая жидкость (ОЖ), проходя сквозь мотор, забирает его тепло и отдает его в атмосферу через радиатор охлаждения, расположенный в передней части подкапотного пространства. Но дело в том, что это всего лишь один из трех кругов или, как правильно их называть, контуров циркуляции ОЖ – большой круг. А есть еще и малый, и с включением системы отопления салона.
Малый круг подразумевает циркуляцию ОЖ только через механизмы мотора, минуя радиатор; большой – сквозь мотор и радиатор охлаждения. При включении печки салона часть ОЖ перенаправляется в радиатор отопления.
Назначение и принцип работы термостата
Дело в том, что механизм охлаждения мотора включается одновременно с запуском двигателя – как только распредвал начинает вращаться, он приводит в действие и водяную помпу, которая начинает гнать ОЖ. Но не по большому кругу, а по малому, исключающему радиатор. Пока мотор не разогреется до рабочей температуры (на разных двигателях она может несколько разниться – от 80 до 90 градусов), ему охлаждение просто не требуется. Напротив, оно будет мешать эффективной работе силового агрегата. А вот как только температура мотора достигнет необходимой, специальный механизм перенаправляет ОЖ на большой круг – во тогда-то система охлаждения и начинает исполнять свою основную функцию.
Ответственен за определение момента, когда следует этот механизм включить, небольшой прибор под названием термостат. Его принцип работы и конструкция чрезвычайно просты, что делает работу прибора едва ли не безотказной. Но, как известно, не существует детали или агрегата, которые бы служили вечно. Вот и с рассматриваемым нами устройством время от времени могут случаться поломки, и тогда требуется замена термостата Авео.
По сути, это обыкновенный термометр, но не способный температуру измерять. Он может лишь определить выше она или ниже определенного значения – а большего от этого агрегата никто и не требует. Величина же этого значения – назовем его критическим – устанавливается производителем в зависимости от определенной им же рабочей температуры двигателя автомобиля. Соответственно, далеко не каждый термостат из тех, что можно приобрести в магазине автозапчастей, сгодится для установки в том или ином конкретном автомобиле. Более того: выбор этого устройства зависит не от марки и даже модели машины, а от двигателя, которым та оснащена. На тех же Авео разных поколений и годов выпуска можно встретить четыре разных силовых агрегата, и у каждого из них своя рабочая температура.
Конструкция
Состоит термостат из следующих компонентов:
- герметичного корпуса;
- штока;
- рабочей камеры;
- входных и выходных патрубков;
- возвратной пружины;
- уплотнительного кольца.
Работает это устройство следующим образом: пока двигатель холодный, наполнитель, которым заполнена рабочая камера, пребывает в твердом состоянии. Но как только температура мора достигает заданной величины, наполнитель начинает плавиться, срабатывает возвратная пружина, открывается соответствующий клапан – и ОЖ начинает циркулировать через радиатор, охлаждаясь в нем сама и охлаждая двигатель.
Как определить, что нужна замена термостата Авео?
Замена термостата Шевроле Авео осуществляется при появлении следующих тревожных признаков:
- после запуска мотор чрезвычайно долго прогревается, что говорит либо о разгерметизации рассматриваемого нами прибора и утечке из него рабочего вещества, либо о нарушении свойств последнего;
- спустя какое-то время после запуска мотор начинает перегреваться, о чем говорит тревожный сигнал на приборной панели. Причины тому могут быть две: либо наполнитель термостата по каким-то причинам своевременно не перешел из твердого в жидкое состояние, либо неисправна возвратная пружина.
Конечно, если вы любитель загадок, то можете вскрыть неисправный прибор и докопаться до причины его поломки, но чисто с практической точки зрения это не нужно – что бы с тем ни случилось, придется заменить термостат Авео на новый.
Замена термостата на Шевроле Авео
И вот тут начинаются сложности:
- отыскать этот прибор – на разных моторах он может находиться в разных местах, но всегда неподалеку от цилиндропоршневой группы, как наиболее требовательного к соблюдению температурного режима агрегата;
- выбрать правильное устройство на замену – в противном случае либо мотор придется прогревать дольше обычного (особенно, в зимний период), либо тот сам начнет периодически перегреваться;
- корректно установить новое устройство, дабы обеспечить достаточную эффективность его работы.
Если на Шевроле Авео замена термостата осуществляется опытным мастером автосервиса, то – можете быть уверены – после ремонта двигатель продолжит нормально функционировать в штатном режиме. Занимаясь переустановкой рассматриваемого нами устройства самостоятельно, вы рискуете допустить одну или несколько из возможных ошибок, что скажется и на эффективности работы мотора в целом, и на сроке службы силового агрегата.